Вопрос - ответ

  • Что такое грех?


В христианстве грех — это не просто нарушение закона, то есть вина, за кото­рую следует наказание; это рана, которую наносит грешник сам себе. Для того, что ­бы залечить эту рану, требуется серьезная работа самого больного, который исце­литься может при помощи Подателя всех благ, коим и является Господь Бог.


  • Когда полезно осенять себя Крестом?


Обязательно постарайтесь осенить себя крестным знамением когда вам предстоит общение с человеком чуждым по духу (например, с еретиком, сектантом, богохульником, оккультистом и т. д.) Если разговор уже начался, и вы не успели, то хотя бы мысленно представьте перед собой Крест.Это очень важно. Замечено, что после этого злонамеренные люди как-то сразу останавливают свой разговор и уходят прочь. Их гонит сила Животворящего Креста Господня!
КРЕСТ ХРИСТОВ – ЭТО НАША ЗАЩИТА, НАШ ЩИТ И НАШ МЕЧ НА ВСЯКОГО ВРАГА И СУПОСТАТА!


  • Надо ли крестить дорогу, отправляясь в путь?


Обязательно. Выходя из дома или садясь в машину (особенно если вы водитель и везете людей), нужно осенить себя крестным знамением с молитвой — «Отрицаюсь тебе, сатана, гордыне твоей и служению тебе, и сочетаюсь Тебе, Христе, во Имя Отца и Сына, и Святаго Духа. Аминь». И затем широко перекрестить дорогу! Блаженная Толгская старица схимона­хиня Антония (Кавешникова), по своему духовному опыту, всех благославляла так делать и говорила, что если человек с верой перекрестит дорогу, то его осеняет благодатный покров, и он идет «Как по коридору» — демоны только скрежещут зубами в бессильной злобе, но повредить такому человеку не могут.
Приведем еще один очень важный совет великого Кавказс­кого подвижника — схиархимандрита Виталия (Сидоренко). Батюшка всем советовал утром, выходя из дома, прочитать 26-й, 50-й и 90-йпсалмы, а между ними, в начале и в конце, по одной молитве «Богородице Дево, радуйся...». После этого он говорил: «если рядом разорвется снаряд или пуля, или случит­ся пожар — никакая беда тебя не коснется!» Если отравляет­ся в дальний путь маловерующий муж, тогда хотя бы супруга должна прочитать за него эти псалмы. За маловеруюших детей пусть усердно помолится мать! Но помолиться — обязательно.


  • Можно ли женщине молиться дома без платка на голове?


Конечно же, любая молитва доходит до Бога, более того, молиться надо всегда, даже в той ситуации, когда человек находится совсем без одежды. Но чтение домашнего молитвенного, правила — утренних и вечерних молитв женщине лучше совершать в платке, так как внешний вид влияет на внутреннее состояние.


  • Не подскажете, как общаться с родителями, если они атеисты, а ты верующий человек?


Прежде всего, конечно, помнить и исполнять пятую заповедь Закона Моисеева о почитании родителей. В ней не сказано, каких именно родителей — хороших или плохих, верующих или неверующих. Христианин уважительно относится к родителям, какими бы они ни были. Однако, когда родители склоняют к отречению от Христа и от Церкви, необходимо проявить твердость. И, конечно же, на собственном примере стараться показать им, что быть христианином лучше, чем атеистом.


  • Какой смысл исповедоваться, если после исповеди люди продолжают грешить?


Зачем исповедовать свои грехи? Чтобы твоя душа не смердела, чтобы ты был перед Богом и перед людьми, в общем, в каком-то достаточном свежем таком состоянии, и с тем, чтобы ты все-таки от своих грехов избавлялся, не повторял их просто так. Потому что ведь исповедь нужна не просто, как такая, знаете, духовная химчистка: сдал грязное — получил чистое, а с тем, чтобы мы избавлялись от грехов, чтобы мы исцелялись от грехов. Мы с вами прекрасно знаем, как тяжело жить с хронической болезнью. Вот грехи человека во многом — это такие хронические заболевания. И эти хронические заболевания могут человека сопровождать всю его жизнь. Вот так и грех человека может сопровождать всю его жизнь, даже если человек с ним активно и серьезно борется. Ведь на самом деле исповедовать еженедельно один и тот же грех — не значит с ним бороться. Потому что нельзя к исповеди так относиться, что вот я просто исповедаю грехи так, как я моюсь каждый день-два. А грехи все-таки исповедаются так, как лечатся болезни. С болезнью жить тяжело, и от болезни человек хочет избавиться. И человек эту болезнь старается как-то лечить все время, ему тяжело с этой болезнью жить. Эта болезнь его пришибает, но он хочет, очень хочет от неё избавиться. И вот, когда есть горячее желание от чего-то избавиться, то, в конечном итоге, это случается.


  • Как православному человеку следует понимать выражение: «На Бога надейся, а сам не плошай»?


Это значит, что не лежи на печи (не складывай или опускай руки) и не жди, что Бог Сам все за тебя сделает. Даже спасет нас Бог не без нашей помощи. Это Церковь Христова называет «Синергия», т. е. буквально — сотрудничество Бога и человека в спасении человека. И помогает Бог только тому, кто не только хочет, но и проявляет решимость и старание.


  • Как понимать слова: «Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали» (Кол. 3:21)?


Родители не должны баловать детей. Но строгость должна основываться на любви, а не на злобе, которая часто проявляется во вспышках гнева, когда дети поступают по своеволию. Неразумная строгость, вспыльчивость, оскорбление словами, наказание, превышающее меру проступка, подавляют детей. Они впадают в уныние, которое ведет к отчаянию и апатии. Такое воспитание не только бесплодно. Постепенно между родителями и детьми возникает глубокое отчуждение, которое проявится полной непокорностью, когда ребенок станет подростком. «Мы должны быть максимально осторожными, пытаясь влиять на духовную жизнь других людей, особенно детей. Насилие может принести непоправимый вред. Лучшее, что мы можем сделать, чтобы развить духовную жизнь других, — это дать им атмосферу любви и чистоты... Есть дома, где постоянно ярко горит лампада, где постоянно говорят слова любви ко Христу, где детей с ранних лет учат тому, что Бог их любит...» (Александра Феодоровна, святая царица. Сад сердца: Духовный дневник).
Иеромонах Иов (Гумеров)


  • Что такое геенна огненная?


Геенна — символ Судного дня, новозаветное название для ада, место будущего наказания, место вечных мук. Буквально «Гееном» — долина Еннома к юго-востоку от Иерусалима. Здесь некогда иудеи приносили в жертву Молоху детей: «и устроили высоты Тофета в долине сыновей Енномовых, чтобы сожигать сыновей своих и дочерей своих в огне, чего Я не повелевал и что Мне на сердце не приходило» (Иер. 7:31). Позже сюда свозили нечистоты и трупы павших животных. Чтобы избежать очага заразы, здесь поддерживали огонь. Отсюда - «геенна огненная», где грешники должны страдать в огне за свои преступления. Христос говорит: «И не боитесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более того, кто может и душу, и тело погубить в геенне» (Мф. 10:28), «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас» (Мф. 23:15)


  • Обязательно ли христианину освящать свое жилище?


Чтобы жизнь христианина протекала в благоденствии и приносила спасительные плоды, она должна соответствовать воле Божией. Внешним знаком подаваемой человеку благодати Святого Духа является благословение. Бог благословляет не только человека, но и все важнейшие его начинания: учение, создание семьи, воспитание детей, работу и все его добрые дела. Благословение должно быть испрошено и на дом, в котором нам предстоит жить. Для этого в Церкви установлен специальный чин благословения нового дома. В народе обычно этот молебен называется освящением дома. Хотя совершает его священник, освящает всегда Бог. Это означает, что Господь благословляет дом и семью для жизни в согласии с Божественными заповедями.


  • В церкви очень много правил. Все ли их обязательно нужно выполнять?


Правила написаны для людей, и поэтому мы должны их выполнять. И все же из Еван­гелий мы знаем, что фарисеи, как никто другой, ревностно исполняли все предпи­сания закона, а Христос, тем не менее, называл их лицемерами, «комара отцежи­вающими, а верблюда поглощающими» (Мф. 23.24). Почему же так? Да потому, что для них главной была буква закона, а не любовь, которая должна составлять основу человеческой жизни. Суббота день покоя, считали они, значит, даже больных нельзя исцелять в субботу, за что и обви­няли Спасителя, исцеляющего в субботу. Христос говорит им: «Суббота для челове­ка, а не человек для субботы» (Мк. 2:27), но они не слышат, ослеплённые своей рев­ностью о выполнении закона. Так порой и мы уподобляемся тем фарисеям и за пра­вилами и обрядами не видим человека, а значит, и Бога не видим. Христос облича­ет такое отношение к вере: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что упо­добляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри пол­ны костей мертвых...» (Мф. 23:27).


  • Христианские аскеты, подвижники сознательно уходили в пустыню, питались дикой травой, не спали, носили вериги... Почему их называют «угодниками»? Неужели Бог хочет, чтобы мы отказывались от жизни, дарованной Им?


Бог не хочет, чтобы мы отказывались от жизни, потому что Он и есть жизнь: «Аз есмь Путь и Истина и Жизнь» (Иоан.14.6). Мы же в силу своей испорченности жизнь видим в другом, а чаще — в жизненных благах. Хотя и блага эти дарованы Господом. Угодить же Ему можно по-разному, главное, чтобы сердца были устремлены к Нему. Весь Закон зиждется на двух заповедях: «Возлюби Господа Бога твоего» и «Возлюби ближнего твоего». Вот исходя из этого и можно угодить Богу. Многие угодники Божий не были пустынниками (свт. Николай Чудотворец, св. прав. Иоанн Кронштадтский, свт. Игнатий Брянчанинов и др.), но каждый из них по-своему угодил Богу, потому что имел в сердце любовь к Богу и людям. Аскетика (в переводе — упражнение) свойственна всякому христианину — в молитве, в воздержании, но это не отказ от жизни, а сама жизнь, разумеется, отличная от языческой.


  • Как верующему человеку относиться к брату, который согрешает и не слышит призыва Господа?


Господь заповедал нам всех любить, даже врагов, не говоря уж о братьях по вере. Однажды, еще в первые века христианства, один христианин из паствы епископа Карпа был совращен в язычество, и епископ молился, чтобы Господь наказал и совратителя, и совращенного. И вот во время молитвы он видит этих двоих на краю страшной бездны. Епископ исполнился радости, что сейчас последует наказание, и язычники падут в бездну. Но что же он видит: к грешникам подходит Иисус и подает им руку помощи, а Карпу говорит: «Разве ты желаешь гибели своим братьям? Подражай Мне и не желай смерти грешнику, но желай того, чтобы он обратился и жив был». Вот пример, когда Господь вразумляет человека, склонного к религиозному фанатизму, отклоняет от пути неразумной ревности по вере, а нам указывает высоту христианской любви, которая объемлет всех, даже отступников и врагов веры.


  • Когда Бог слышит и когда не слышит наши молитвы?


Святые отцы называли молитву «нервами души нашей». Вот для чего и оставлены нам молитвы, слова которых подобраны святыми. Это некие образцы наших прошений: вот так и вот это нужно просить у Бога, чтобы быть услышанным и получить желаемое, если это желаемое соответствует Божиему промыслу о нас. Господь слышит нас, когда наши просьбы совпадают с Его волей, промыслом о нас. Он слышит горячую, искреннюю молитву, а просимое полезно для спасения души того, кто просит. Не услышаны бываем, когда произносим бесполезное, когда, молясь, не оставляем грехов своих, то есть обращаемся к Богу с нечистым сердцем. И еще Он нас не слышит, когда мы просим отмщения врагам. «Что я говорю, — пишет один святой, — что здесь не нужно заботиться об искусстве в словах? Часто не нужно бывает и голоса, ибо, если в сердце своем изречешь Его как должно, то и в таком случае Он услышит тебя...».


О



  • Как по-христиански переносить обиды? Известно, что нужно терпеть, но как это сделать, если хочется ответить обидчику тем же?



Святоотеческая литература, жития святых полны примерами терпения в скорбях и обидах. Святые всегда молятся за своих обидчиков по примеру Спасителя нашего Иисуса Христа, Который и на кресте молился за своих палачей: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Л к. 23.34). Эти слова и нам следует повторять как можно чаще. Святой преподобный Иоанн Лествичник указывает на три вида перенесения обид: 1) смолчать; 2) печалиться за обидевшего, но за себя радоваться; 3) только печалиться за обидевших, а о себе не думать. Выбирайте любой из этих способов по мере своих сил, и это будет по-христиански.


  • Почему Церковь сохраняет старый стиль летоисчисления?



Применяемый Православной Церковью юлианский календарь (так называемый старый стиль) хотя и менее точно, чей гражданский (григорианский), учитывает движение Земли вокруг Солнца (сейчас разница этих календарей составляет 13 дней), однако он гораздо лучше согласуется с лунным календарем, от которого зависит дата празднования Пасхи. Поэтому и сейчас наша Церковь пользуется юлианским календарем — в отличии, к примеру, от католиков, которые пользуются григорианским. Важно заметить, что григорианский календарь иногда нарушает одно из основных церковных правип, относящееся к дате празднования Пасхи, - случается, что католическая Пасха приходится по времени раньше иудейской, что не допускается канонами Церкви. Именно поэтому Православная Церковь и придерживается до сих пор юлианского календаря: для нас это не архаизм, а разумное, обоснованное церковной наукой следование традициям Православии.


  • Подскажите, как найти духовника? Как правильно батюшку попросить об этом?

Духовника можно найти только в процессе живого общения с разны­ми священниками, когда можно среди них выбрать для периодической исповеди или советов того, кто Вам ближе. Если выберете какого-то одного из них для постоянного общения и исповеди, он и будет фактически вашим духовником. Специально просить об этом батюшку необязательно.


  • Подскажите, как побороть грех зависти, осуждения, жадности, особенно жадности. Жалко практически все. Я понимаю разумом, что все это тленно и нужно только для этой жизни. Но бывает она меня просто душит. Какие практические действия мне помогут?

Самоукорение — лучшее практическое действие! Через силу делайте то, что противоположно Вашим страстям. Жалко — давайте! Осуждение — благословляйте! Зависть — радуйтесь с радующимся! Постоянно работайте над собой! Чуть отпустите — опять вернется бес и с собой еще 7-х притащит... Бог нам дает столько, сколько нам нужно, да еще немного сверху, чтобы другим помочь! Особенно молитвой!


  • Как праздновать новый год?

Если Вы намерены строго соблюдать пост не только за столом, но и в душе, то лучший вариант для Вас - встретить новый год в молитве в храме. Еще Петр I приказал во всех храмах на 1 января проводить специаль­ные новогодние богослужения. Грех не в самом празднике нового года. Грех может быть в том, как вы будете праздновать. Если Вы будете празд­новать новый год дома, то самым большим грехом, который Вы можете совершить - будет совершенно отделить и возвысить себя над «грешны­ми» мясоедами. Это будет не доблесть, а прелесть в собственной горды­не. Если Вы хотите поступить правильно, просто приготовьте для себя те постные блюда, которые Вы будете есть, и не акцентируйте на том, что вы едите, внимание своих родственников и друзей. Также подготовьте себе напитки (вино, шампанское и /или фрук­товые соки, фруктовые воды). И никого не осуждайте за столом. Ибо ска­зано было: кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает. Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест и благодарит Бога (Рим. 14:6). Решать, есть или не есть оливье, - исключительно Ваше собственное реше­ние, где голос Духа Святого в виде Вашей совести подскажет Вам, как поступить правильно. Худшее, что можно сделать, - это пойти против сво­их убеждений: Ты имеешь веру? Имей ее сам в себе, пред Богом! Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает. А сомневающийся, если ест, осуждается, потому что не по вере; а все, что не по вере, грех (Рим. 14:22-23). Что можно богоугодного сделать в новый год? Кроме того, чтобы не совер­шить «обычных» для праздников грехов, расскажите детям, что новогодняя елка - на самом деле Рождественская елка, что звезда на ее верхушке вовсе не кремлевская, а Вифлеемская, и подарки под елкой - это память даров волх­вов.


  • Иногда бывает, что при домашней молитве или даже в храме хочется зевать, начинает клонить в сон и т. д. Как относиться к подобным вещам?

Средство одно — не отступать и продолжать регулярно совершать свое повседневное молитвенное правило. Причем важно не перегружать его большим количеством дополнительных молитв. Помните, что Богу будут гораздо более угодны краткие молитвы, идущие от сердца, чем длинные, но вычитанные формально и через силу. Если же вас начинает клонить в сон в храме во время службы, или вам хочется периодически отвлекаться от молитвы на посторонние мысли, действия окружающих и т. д., тогда просто вспомните, зачем вы пришли в храм, попросите у Господа прощения за свою невнимательность и постарайтесь заставить себя не отвлекаться от молитвы. Конечно, вначале вам будет непросто обуздать свою волю, но постепенно, при искреннем желании и помощи Божией,вам это обязательно удастся.


  • Я не просил у Бога такую тяжелую жизнь! Я пошел вешаться я не хочу так жить тяжело! Надоело! Бог дал мне эту жизнь зря я ему возвращаю ее назад!

В высшей мере бестолково рассуждаешь! В этом мире всё временно, даже самые сильные испытания и муки заканчиваются. И всякая черная полоса в этой жизни всегда сменяется светлой. ТАМ — всё ВЕЧНО! И муки в аду ВЕЧНЫЕ! Если ты здесь не можешь потерпеть временные трудности, то как ты собираешься там терпеть ВЕЧНЫЕ муки?! Или ты думаешь, что повесился и всё — всё закончилось? Ты очень ошибаешься! ВСЁ ТОЛЬКО НАЧИНАЕТСЯ. Ибо тело из земли (набора элементов) и в землю превратится (распадется на элементарные частицы), а душа от Бога и к Богу возвратится. Каждому надлежит один раз умереть, а потом Суд. В чем застану, говорит Бог, в том и судить буду. А за терпение Бог дарует Вечную Жизнь, так Он прямо и сказал: «Терпением вашим спасайте души ваши». (Лук. 21:19) «Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное (Царство Небесное)». (Евр. 10:36) «С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение». (Иак. 1:2-3) «Претерпевший же до конца спасется». (Матф. 24:13) Не торопись, веревка не убежит, остановись, остынь, перекрести лоб свой и подумай еще разок: а может, стоит все-таки потерпеть немного, чтобы не терпеть ВЕЧНО?! Дай Бог тебе терпения!


  • Очень хочу сходить в храм. Но, так как я там ни разу одна не была, не знаю, как себя там вести. К какой иконе подойти, где и сколько свечек поставить. Вдруг я что-то не так сделаю - повернусь спиной, когда не надо, не туда стану...

Очень хорошо, что у Вас появилось такое желание. Ничего сложного в посещении храма нет. В первый раз можно сходить в то время, когда в храме нет богослужения, и можно спокойно во всем разобраться. Как правило, войдя, человек три раза крестится и делает три поясных поклона, после чего целует центральную икону. Принципиальной разницы, сколько ставить свечек, какой иконе, нет. Самое главное, чтобы, ставя свечи, Вы молились, а не совершали механических действий. Ставить свечи без молитвы бессмысленно. Молиться нужно за свою душу, за близких родственников и друзей, за милость, которую оказывает нам Господь в жизни. Можно постоять и посмотреть, как ведут себя в храме другие, какие иконы, мощи и другие святыни целуют. Но в то же время нужно помнить, что, хотя посещение храма в будние дни - очень хорошо, это не может заменить посещение воскресной службы и причастия.


  • Правильно ли говорят, что на Святом источнике надо обязательно окунуться в воду с головой?

Дело заключается не в обязательности, а в правильном понимании того, зачем Вы идете к Святому источнику, знании цер­ковных Таинств, обрядов и традиций. По образу таинства Крещения, которое требует полного погружения человека в ку­пель, мы полностью погружаемся и в Свя­той источник. Господь ведь сотворил чело­века цельным, значит, мы хотим, чтобы всё наше тело получило ту благодать, которая есть в воде святых источников. И, разуме­ется, делаем это не как язычники или ок­культисты (они ведь тоже омываются в различных водоемах), а с молитвой, обра­щенной к Богу, - с православной христиан­ской молитвой.

  • Бывает, что в праздник приходится работать, а иногда и могу пойти в храм, да что-нибудь помешает... Как часто нужно ходить в церковь?

Это верующий человек определяет для себя сам, памятуя, разумеется, 4-ю запо­ведь Закона Божия. Посещая храм Божий в великие праздники, посвященные како­му-либо событию в жизни Церкви или па­мяти святых угодников, человек отдает дань уважения Богу. Тем самым, мы прино­сим свою посильную жертву Ему, выража­ем искренние чувства — любовь, благо­дарность, надежду на спасение. Конечно, существуют обязанности по работе, слу­жебный долг, когда человек не может по своему желанию не пойти на работу. Если же он не работает и в храм в праздник не идет, то это просто лень и невыполнение заповеди посвятить один день из семи Богу. Была когда-то у русского народа точ­ная поговорка: «Церковь близко, да идти склизко; а кабак далеконько, да дойду по­легоньку»...

  • Можно ли снимать крестик во время купания? И еще - если мне подарили крестик золотой, без фигурки Спасителя, больше похожий на украшение -можно ли его носить?

Не стоит. Крест - это не только знак принадлежности к христианству, но и духовная защита. На Руси в бане снимали металлический крестик и сразу надевали деревянный, чтобы даже на короткое время не остаться без кре­ста. Носить крестик без тела Христа можно, в этом нет ничего предосудитель­ного. Что же касается креста как украшения, это в зависимости от того, как Вы сами к нему относитесь. Если как к украшению, то лучше не стоит.